О подготовке к итоговому сочинению
выпускников 11-х классов
в 2024 – 2025 учебном году
Комплекты тем итогового сочинения с 2024 — 2025 учебного года формируются из закрытого банка тем итогового сочинения. Он включает двух тысяч тем сочинений прошлых лет. В 2024 – 2025 учебном году будут предложены разделы, в которые распределят тематики, по ним будут формулировать темы итогового сочинения. Во время проведения итогового сочинения 2024-2025 учебного года экзаменуемые получат на выбор 6 тем по 2 на каждый укрупненный раздел. Как и ранее, никто не может знать реальные темы, которые будут вынесены на итоговое сочинение в 2024 году. Для разных часовых поясов будут формироваться разные пакеты тем, которые педагоги узнают вместе с учениками, распечатав конверт за 15 минут до начала проведения экзамена.
Если ранее подготовка к итоговому сочинению предполагала проработку одного или нескольких из 5 направлений, то в 2024-2025 году прорабатывать предстоит 10 подразделов, которые структурно объединены в три крупных раздела:
№ | Раздел |
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека | |
1.1. | Внутренний мир человека и его личностные качества |
1.2. | Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом |
1.3. | Познание человеком самого себя |
1.4. | Свобода человека и ее ограничения |
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека | |
2.1. | Семья, род; семейные ценности и традиции |
2.2. | Человек и общество |
2.3. | Родина, государство, гражданская позиция человека |
3. Природа и культура в жизни человека | |
3.1. | Природа и человек |
3.2. | Наука и человек |
3.3. | Искусство и человек |
Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека; темы раздела:
¾ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
¾ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
¾ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
¾ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
¾ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека; темы раздела:
¾ связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; ¾ нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
¾ касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
¾ позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
¾ побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека; темы раздела:
¾ связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
¾ нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
¾ касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами), важности;
¾ позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
¾ побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Подготовлено по материалам
Федерального института педагогических измерений