Поиск
Close this search box.

Районный семинар педагогов-библиотекарей «Краеведение как способ воспитания активной гражданской позиции школьников. Методика подготовки и проведения краеведческих мероприятий»

Согласно плану МКУ «Управление образованием» Шкотовского муниципального района и в рамках работы РМО педагогов-библиотекарей 26 ноября 2021 года на базе МБОУ «СОШ № 1 пгт Шкотово» прошёл районный семинар педагогов-библиотекарей на тему «Краеведение как способ воспитания активной гражданской позиции школьников. Методика подготовки и проведения краеведческих мероприятий». В семинаре приняло участие 7 педагогов-библиотекарей образовательных организаций Шкотовского района. На мероприятии не присутствовали педагоги-библиотекари Шинкарёва О.М. (СОШ №15), Цветова А.Н. (СОШ №27), Капустина О.А. (СОШ №28).

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов-библиотекарей в вопросах организации краеведческой деятельности.

План семинара:

1.Реализация краеведческого компонента как неотъемлемая часть деятельности педагога-библиотекаря.

2.Методика организации и проведения мероприятий по краеведению:

  • экскурсии;
  • интегрированная работа с педагогами-предметниками;
  • исследовательская деятельность учащихся.

3.Разное.

По первому вопросу выступила Ситникова С.А., специалист МКУ «Управление образованием» ШМР, руководитель РМО педагогов-библиотекарей. Светлана Александровна сказала о том, что краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента ФГОС, отражающим своеобразие края, специфические особенности и потребности региона. Задачей педагогов-библиотекарей является не только пополнение фонда литературы книгами по краеведению, но и организация краеведческой работы, в том числе исследовательской деятельности. При этом, направления работы педагога-библиотекаря по краеведению могут быть разнообразными: от организации книжных выставок до исследовательской и кружковой деятельности. Наиболее распространёнными формами работы по краеведению являются массовые мероприятия с читателями: библиотечные уроки, в том числе совместно с педагогами-предметниками, квесты, викторины, экскурсии и др. В заключении Светлана Александровна сделала вывод о том, что приобщение школьников к истории своего Отечества, своей малой родины, помогает развить у них такие метапредметные компетенции, как ответственность, способность к творчеству, любознательность, настойчивость, стремление к приобретению новых знаний, эстетическое восприятие действительности, высокую нравственность.

По второму вопросу выступали:

  • Ильиных Е.К., педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ №1 пгт Шкотово».

Елена Константиновна подчеркнула, что главной целью работы по краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село, его традиции, памятники природы, истории и культуры, желающего принять активное участие в его развитии. Краеведческая деятельность Елены Константиновны носит системный характер, накоплен многолетний опыт работы в этом направлении, который и представила педагог-библиотекарь. В частности, Елена Константиновна продемонстрировала интегрированную работу по краеведению совместно с педагогами-предметниками, показав фрагменты  уроков: по предмету «География», 6 класс, тема «Природные богатства России»- в ходе занятия учащиеся знакомились с книгами о природе Приморском края, его природных ископаемых, изучали топонимический словарь; по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс, тема «Люди труда. В.К. Арсеньев и его исследовательский труд»- результатом урока стали проекты учащихся о жизни и деятельности В.К. Арсеньева; по предмету «Окружающий мир», 1 класс, тема «Моя малая родина»-на уроке ребята демонстрировали проекты о посёлке Шкотово, один из которых был представлен вниманию присутствующих (ученицы 1 класса Танцюра Алиса и Танцюра Василиса   при участии своего руководителя Баскаковой С.Н. показали красочную презентацию и с любовью рассказали о своей малой родине). В качестве демонстрации экскурсионной краеведческой деятельности Елена Константиновна представила цикл экскурсий на раскопки древнего городища с. Стеклянуха Шкотовского района, в ходе которых учащиеся смогли прикоснуться к истории народа джурджени, поучаствовать в археологических раскопках и послушать увлекательные лекции учёных-историков о различных сферах жизни древних поселенцев села. Учащиеся 7 класса Шкумат Екатерина и Садовникова Диана поделились с участниками семинара своими впечатлениями, увлекательно рассказав о том, что увидели и в чём поучаствовали в ходе экскурсии на стеклянухинское городище. Итогом участия школьников в данном мероприятии стал снятый учащимися видеоролик. Елена Константиновна акцентировала внимание присутствующих на том, что продолжением участия школьников в библиотечных краеведческих экскурсиях является их исследовательская деятельность в сотрудничестве со специалистами кафедры археологии ДВФУ г. Владивостока. В заключении библиотекарь сделала вывод о том, что краеведческая деятельность помогает привлечь учащихся в библиотеку, прививает им любовь не только к чтению, но и к малой родине, развивает у учащихся тягу к знаниям, исследованиям, пробуждает интерес к истории родного села, помогая ощутить свою причастность к ней.

  • Лопатина Е.И., педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ №14 пос. Подъяпольское».

Елена Ивановна сделала краткий обзор мероприятий краеведческой направленности, организуемых ежегодно на базе школьной библиотеки: 20 октября в день Приморского края книжная выставка «Мой край родной, моё Приморье…», просмотр видеофильмов о Приморье разной тематики, интерактивная викторина для учащихся «Знаешь ли ты Приморский край?»; в День тигра традиционно проходит беседа с учащимися на экологическую тематику с просмотром видеоролика «Амурский тигр: император Уссурийской тайги, национальная гордость России». Елена Ивановна отметила большую заинтересованность школьников в таких мероприятиях и их положительный отклик.

По третьему вопросу выступала Ситникова С.А., которая представила аналитическую справку по результатам мониторинга учебников, используемых образовательными организациями в учебном процессе в 2021-2022 учебном году. Светлана Александровна отметила, что несмотря на то, что некоторые проблемы пока имеются, особенно в выборе учебников по предметам «Биология» и «География», в целом ситуация с выбором учебников благоприятная- образовательные организации заканчивают выбранные ранее линейки и постепенно переходят на учебники, допущенные ФПУ. Заметные улучшения наблюдаются в выборе учебников по истории, математике, химии и английскому языку. Кроме информации о результатах мониторинга учебников, Светлана Александровна презентовала книгу Валентины Беляевой «Помним и гордимся…Наши родные- участники  Второй мировой», рассказав историю появления книги и её краткое содержание, а также передав экземпляры произведения педагогам-библиотекарям в фонд художественной литературы школьных библиотеке

Главный специалист отдела мониторинга

и развития образования                                                                                                                                                                                  Ситникова С.А.