Поиск
Close this search box.

О подготовке к итоговому сочинению

О подготовке к итоговому сочинению

выпускников 11-х классов

в 2024 – 2025 учебном году

Комплекты тем итогового сочинения с 2024 — 2025 учебного года формируются из закрытого банка тем итогового сочинения. Он включает двух тысяч тем сочинений прошлых лет. В 2024 – 2025 учебном году будут предложены разделы, в которые распределят тематики, по ним будут формулировать темы итогового сочинения. Во время проведения итогового сочинения 2024-2025 учебного года экзаменуемые получат на выбор 6 тем по 2 на каждый укрупненный раздел. Как и ранее, никто не может знать реальные темы, которые будут вынесены на итоговое сочинение в 2024 году. Для разных часовых поясов будут формироваться разные пакеты тем, которые педагоги узнают вместе с учениками, распечатав конверт за 15 минут до начала проведения экзамена.

Если ранее подготовка к итоговому сочинению предполагала проработку одного или нескольких из 5 направлений, то в 2024-2025 году прорабатывать предстоит 10 подразделов, которые структурно объединены в три крупных раздела:

Раздел
1.    Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек

 

Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека; темы раздела:

¾ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;

¾ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;

¾ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;

¾ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;

¾ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека; темы раздела:

¾ связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; ¾ нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;

¾ касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;

¾ позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;

¾ побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека; темы раздела:

¾ связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;

¾ нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;

¾ касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами), важности;

¾ позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;

¾ побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

 

Подготовлено по материалам

Федерального института педагогических измерений