Поиск
Close this search box.

О подготовке к итоговому сочинению

О подготовке к итоговому сочинению

выпускников 11-х классов

в 2022 – 2023 учебном году

Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022/23 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем            итогового     сочинения.
Комплекты тем итогового сочинения с 2022/23 учебного года формируются из закрытого банка тем итогового сочинения. Он включает более полутора тысяч тем сочинений прошлых лет.

Разделы и подразделы банка тем итогового сочинения с комментариями

1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

1.3. Познание человеком самого себя.

1.4. Свобода человека и ее ограничения.

Темы этого раздела: ¾ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; ¾ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; ¾ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести; ¾ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе; ¾ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

 

2 Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.

2.2. Человек и общество.

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

Темы этого раздела: ¾ связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; ¾ нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека; ¾ касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории; ¾ позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс; ¾ побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

3 Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек.

3.2. Наука и человек.

3.3. Искусство и человек.

Темы этого раздела: ¾ связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии; ¾ нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки; ¾ касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами); ¾ позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей; ¾ побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

 

Основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году — 7 декабря 2022 года. Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам смогут написать сочинение в дополнительные сроки – 1 февраля и 3 мая 2023 года.

 

Подготовлено по материалам

Федерального института педагогических измерений