Поиск
Close this search box.

Районный семинар – практикум «Фольклор как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста»

25.04.2023 г. на базе МБДОУ «Детский сад № 47 «Рябинушка» пос. Штыково проведен семинар – практикум «Фольклор как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста» для работников ДОУ ШР.

         

В мероприятии приняло участие 38 педагогов из 8 дошкольных образовательных учреждений района, специалист МКУ «Управление образованием» Шкотовского муниципального района Белоноженко О.Г. Опыт работы представлен 15 педагогами.

Цель: повышение уровня профессионализма педагогических работников.

Задачи:

  1. Обобщить знания и опыт работы педагогов в применении методов и приемов развития творческой активности детей дошкольного возраста посредством музыкального фольклора.
  2. Совершенствовать мастерство педагогов в работе с детьми по применению фольклора через разные виды деятельности.
  3. Формирование у педагогов понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей.
  4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Формы работы: индивидуальные, коллективные, Брейн-ринг, выставка, театрализованная музыкальная постановка.

План работы:

  1. Выступления:

— «Фольклор как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста».

— «Роль фольклора в развитии личности ребёнка».

  1. Опыт работы:

— «Влияние музыкального фольклора на развитие детей дошкольного возраста».

— Клубный час  «Фольклор — чудесная страна».

— «Фольклорная театрализация, как средство развития творческих способностей детей».

— «Фольклор в различных видах деятельности».

— «Хороводные игры».

— Фольклорный досуг «Вечерние посиделки».

— «Использование фольклора в режимных моментах».

  1. Брейн – ринг «Фольклорный перепляс».
  2. Театрализованная музыкальная постановка «Теремок».

Координатором мероприятия выступил отдел мониторинга и развития образования МКУ «Управление образованием» Шкотовского муниципального района. Участниками фестиваля стали руководители, заместители руководителей, воспитатели, музыкальные руководители.

В ходе семинара-практикума педагоги обсудили вопросы, касающиеся использования эффективных средств, форм, методов, приемов для развития творческой активности у детей дошкольного возраста посредством фольклора.

       

Открыла семинар-практикум, заведующий МБДОУ № 47 «Рябинушка» пос. Штыково Гордиенко В.А., которая поприветствовала участников, объявила тему мероприятия. Семинар прошел в стиле русской народной сказки с использованием разных жанров фольклора.

Музыкальный руководитель Тен Е.А. вместе с воспитанниками детского сада «Рябинушка» подготовила музыкальный номер «Танец с венками».

Далее дошкольные образовательные учреждения района представили опыт работы по использованию малых фольклорных форм в педагогическом процессе:

Тен Елена Александровна, музыкальный руководитель выступила с докладом «Фольклор, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста». Елена Александровна подробно познакомила с целью  и задачами по данному направлению, напомнила основные формы и методы работы с детьми, рассказала о жанрах музыкального фольклора. Тен Е.А. порекомендовала педагогам использовать программы, которые содержат материал по фольклору:

— Хазовой Н.В. «Горенка», Борониной Е.Г. «Оберег», Каплуновой И.М., Новоскольцевой И.А., «Ладушки».

Более подробно Тен Е.А. остановилась на методике обучения игре на музыкальных инструментах. Коллеги узнали, как правильно держать ложки, и какие подготовительные упражнение необходимо проводить с детьми перед игрой.

Елена Александровна совместно с педагогом дополнительного образования Дорморозовой Анастасией Степановной подготовили с воспитанниками театрализованную музыкальную постановку «Теремок». Ребята проявили свои творческие способности: танцевали, пели частушки, исполнили колыбельную, играли на музыкальных инструментах.

Педагог-психолог Зверева Татьяна Николаевна рассказала о воспитательной роли фольклора в развитии личности ребёнка. Педагог отметила, что устное народное творчество формирует качества человеческого характера, так как пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом. Татьяна Николаевна познакомила коллег с интерпретацией сказки «Колобок» и объяснила её философский смысл.

Кутузова Е.Т., заместитель заведующего по ВМР провела интерактивную игру-викторину «Фольклорный перепляс» с педагогами ДОУ. Игрокам было предложено 5 категорий вопросов: «Жанры фольклора», «Сказки», «Славянская мифология (былины)», «Пословицы», «Загадки». Педагоги, отвечая на вопросы, показали свои знания и смекалку.

Коллегам даны рекомендации проводить игры такого формата с детьми, с педагогами и с родителями в ДОУ Шкотовского района.

Константинова Е.В., Загибина О.А., Зверева С.В., Гажиу И.В., воспитатели, Кирилова А.В., инструктор по физической культуре МБДОУ № 1 «Радуга» пгт Шкотово поделились опытом работы проведения клубного часа «Фольклор – чудесная страна». Мероприятие проведено с целью формирования творческой активности дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Для проведения мастер-классов педагогами были организованы  творческие площадки:

— «Частушки», где детей обучали пению частушкам по схемам (мнемотаблицы);

— встреча на площадке «Музыкальные инструменты» была направлена на создание условий музыкального развития детей, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

— посещение площадки «Загадушка» способствовало у детей расширению знаний и представлений об окружающем мире;

— в спортивном зале дети  играли в народные игры, которые воспитывают характер, волю, развивают нравственные чувства, взаимопомощь.

Еськина Н.Б., музыкальный руководитель МБДОУ № 40 «Маячок» пос. Подъяпольское представила опыт работы «Влияние музыкального фольклора на развитие детей дошкольного возраста». Надежда Борисовна рассказала о задачах, средствах, методах, приемах использования музыкального фольклора в образовательной деятельности. Еськина Н.Б. представила фотоотчет своей работы за три года. В фотоотчете были представлены: театрализация сказок, занятия, мероприятия народных праздников.

Пронина М.М., заместитель заведующего по ВМР, Ломакина Н.В., педагог дополнительного образования, Родионова Т.А., музыкальный руководитель, Кульчак М.А, Сенюк М.В., Чеберя К.Д., Алексеева Т.Н., воспитатели МБДОУ № 4 «Берёзка» пос. Новонежино представили опыт работы на тему «Фольклорная театрализация, как средство развития творческих способностей детей». Кульчак М.А. отметила, что целью работы в данном направлении является формирование творческих способностей детей при инсценировании русских народных песен,  закличек, потешек. Фольклорная театрализация превращается для детей в настоящий праздник, помогает передать характер персонажей в движении, создать образ. У детей пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формируется эмоциональная отзывчивость на музыку, развивается музыкально-слуховое представление, чувство ритма.

Данный материал педагоги ДОУ используют, как часть занятий, в режимных моментах, развлечениях и праздниках.

Воспитатели МБДОУ № 8 «Сказка» пгт Смоляниново предоставили материал на тему «Фольклор в разных видах деятельности». Делис Т.Э, воспитатель старшей группы обобщила и подготовила видеоролик. Якшина Н.Н. рассказала, как с ранней группы вводятся произведения фольклора в режимные моменты,  игру. В средней группе педагоги проводят народные игры на прогулках, музыкальных и физкультурных занятиях. В старшей группе был реализован проект «Моя страна, моя Россия» в ходе которого дети более детально познакомились с разнообразием народов проживающих в нашей стране, их национальными костюмами, а так же народными промыслами России. В подготовительной группе проведено развлечение «Раз в Крещенский вечерок», где  дети знакомились с традициями и обычаями русского народа. Все проведенные мероприятия способствуют развитию эстетического вкуса, чувств, развитию речи, обеспечивают условия для нравственного воспитания детей.

Трубилина М.В., Гуща М.А., воспитатели  МБДОУ № 26 «Солнышко»          с. Романовка представили опыт работы «Хороводные игры». Мария Владимировна сообщила о том, что в детском саду детей знакомят с древними традициями и обрядами, развивают коммуникативные и двигательные навыки, развивают чувство ритма, музыкальный слух, обеспечивают эмоциональное благополучие.

Гуща М.А. представила видеосюжет проведения хороводной игры с воспитанниками старшей группы «Заря-Заряница». Для педагогов ДОУ ШР проведены хороводные игры «Карусель»,  «Наш платочек голубой».

Котенко Е.В., воспитатель МБДОУ № 37 «Дюймовочка» с. Многоудобное поделилась опытом работы по проведению фольклорного досуга «Вечерние посиделки». Мероприятие проведено с целью приобщения детей к малым формам фольклора.

Белянская Н.В., Платонкина М.Г., Зых Г.В., педагоги МБДОУ  № 7 «Ягодка» пгт Смоляниново представили опыт работы «Использование фольклора в режимных моментах». Зых Галина Васильевна рассказала о том, что с помощью детского фольклора у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторяют его действия. У детей развивается воображение, обогащается речь и эмоции, развивается мелкая моторика.

Платонкина Марианна Геннадьевна представила инновационную технологию «Юные волонтёры». Ребята подготовительной группы ходят в гости к малышам, рассматривают книги, читают по памяти стихи и потешки. Данная технология позволяет воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.

Педагоги рассказали о сотрудничестве с семьями воспитанников детского сада «Ягодка» и продемонстрировали изготовленные родителями книжки – малышки, куклы «Би- Ба –Бо».

В заключительной части семинара коллегам подарили памятные подарки: имбирное печенье в виде подковы с пожеланием счастья, любви, удачи и вязаные мини-лапти, символ мира, согласия и достатка в семье.

Все проведенные мероприятия способствуют развитию творческой активности детей дошкольного возраста.